Прежде чем перейти непосредственно к
правилам поведения в школе, давайте
разберемся, что же такое «культура поведения».
Культура поведения -
— совокупность форм поведения человека (в труде, в быту, в общении с
окружающими), в которых находят выражение моральные и эстетические нормы поведения. В понятие культуры поведения входят области
внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила общения с людьми
и поведения в общественных местах; культура быта, организация личного времени,
гигиена, эстетические вкусы,
эстетические свойства, присущие человеку мимики и пантомимики, выражения
лица и телодвижений. Таким образом, культура поведения это то, как мы себя
ведем, как показываем себя окружающим.
Культура поведения в учебном заведении, а именно в школе, четко определена, и ее можно свести к правилам, которые условно можно разбить на общие, поведение учащихся во время, до начала, в перерывах и после окончания занятий.
Общие правила поведения учащегося в школе
- Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный, занимает свое место в классе и готовит все необходимые принадлежности к предстоящему уроку.
- Учащийся приветствует словом «Здравствуйте» педагогов, работников школы, родителей и других учащихся.
- Нельзя без разрешения педагогов уходить из школы и с ее территории в урочное время. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (лиц, их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.
- Учащийся школы проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.
- Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
- Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу.
- Учащиеся соблюдают чистоту на территории школы и в помещениях, бережно относятся к результатам труда других людей, бережно относятся к школьному имуществу
Правила поведения во время учебных занятий
- При входе педагога в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.
- Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку, делами. Урочное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.
- Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен поднять руку и попросить разрешения педагога выйти.
- Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
- Когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс. При выходе учителя или другого взрослого из класса учащиеся встают.
Правила поведения учащегося до начала, в перерывах и после окончания занятий
Во время перерывов (перемен) учащиеся обязаны:
- навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
- выйти из класса;
- выполнять правила поведения установленные в школе;
- помочь подготовить класс по просьбе педагога к следующему уроку.
Учащемуся запрещается:
- бегать по школе вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
- толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
- употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь и мешать учиться и отдыхать другим.
Учащиеся, находящиеся в столовой∕ буфете:
- следуют установленными правилам поведения в столовой∕ буфете;
- проявляют внимание и осторожность при получении горячих блюд;
- употребляют еду, приобретенную в столовой∕ буфете и принесенную с собой, только в столовой∕ буфете или специально отведенном месте (художественное отделение, комната для приема пищи (напротив буфета));
- убирают стол после принятия пищи.
Все перечисленные правила, вытекают из повседневной культуры общения и поведения. Поведение учащегося в школе во многом завит от того, как ведут себя члены его семьи, знакомые, близкое окружение.
Давайте показывать детям достойный пример!