На главную Укр

Шкiльнi новини

26 січня 2015 годаМетки:   , , , ,

Состоялась премьера нового сочинения харьковского композитора Дмитрия Малого, заведующего концертмейстерским отделом ДШИ №6


Премьера Мессы в 5 частях для солистов, детского хора, органа, струнного квартета и ударных состоялась в  Харьковском католическом соборе. «Не искажая содержание и смысл самой Мессы и каждой части в отдельности, композитор предлагает свою трактовку духовного жанра, - значится в комментариях музыковедов к произведению. - По своему музыкальному языку, Мессу можно поставить между академической музыкой и рок-оперой".


О композиторе

 

Дмитрий Малый (1987) – композитор, пианист, выпускник ХНУИ им. И. П.

Котляревского по специальности фортепиано (класс Народного артиста

Украины, профессора В. М. Птушкина) и композиции (класс Заслуженного

деятеля искусств Украины, профессора В. С. Мужчиля), ныне - аспирант

кафедры интерпретологии и анализа музыки выше названного вуза (класс

Доктора искусствоведения, профессора Л. В. Шаповаловой).

 

Лауреат и участник ряда всеукраинских и международных

конкурсов, фестивалей и музыковедческих конференций (Харьков, Киев,

Львов, Донецк, Николаев, Санкт-Петербург).

 

К духовной тематике композитор обращается многократно. Первым

таким духовным опытом являлась его дипломная работа «Чины ангельские»

в трех частях для симфонического оркестра (1. Ангелы; 2. Архангел

Михаил; 3. Серафимы), 2012 г.

 

О новом сочинении

 

Рождественская Месса для сопрано, тенора, детского хора, органа,

колокольчиков, литавр, двух скрипок, альта и виолончели была создана

по заказу друга композитора, художественного руководителя и дирижера

хора «Весенние голоса» Алексея Фартушка.

 

Месса представляет собой «классический» вариант мессы, написанный на

текст ординария, имеет 5 частей:

 

1. Kyrie

2. Gloria

3. Sanctus – Benedictus

4. AgnusDei

5. Dona nobis pacem

 

В отличие от стандартной структуры мессы, здесь отсутствует Credo -

часть, следующая после Gloria. В мессе разделена последняя часть -

AgnusDei на две отдельные части.

 

Первая часть (Kyrieeleison– Господи, помилуй) представляет собой

молитву, направленную к Иисусу Христу – к личности, как духовной, так

и мирской. Прошение Kyrieeleison восходит к молитве иерихонских слепцов

к Иисусу с просьбой исцелить их, зафиксированной в Новом Завете. В

основе данной части лежит принцип троичности, - трехчастная форма, в

которой каждая часть также имеет трехчастное строение: Kyrieeleison–

Christeeleison – Kyrieeleison.

 

Вторая часть (GloriainexcelsisDeo– Слава в вышних Богу) – древний

христианский богослужебный гимн, представляющий собой ангельскую

песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов перед новорожденным

Иисусом, и приведённую во второй главе Евангелия от Луки.Дабы

сохранить, своего рода, архаикуданной части, в основе этой части лежит

силлабический распев, а также сквозное развертывание мелодии.

 

Третья часть (Sanctus –Свят,Benedictus - Благословен) является

центральной частью Мессы. По смыслу, данная часть делится на два

раздела –Sanctusи Benedictus. Sanctus– песнь серафимов, окружающих

престол Божий. (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы

Его!).Benedictus – взывание народа к пришедшему в Иерусалим Иисусу

Христу (Осанна в вышних!Благословенгрядый во имя Господне. Осанна в

вышних!). Однако, по музыкальной форме данная часть не является

двухчастной.

 

В ее основе лежит принцип рондо – повторение музыкального материала, а

именно – тематически связываются Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

-Осанна в вышних! - Осанна в вышних!, и Вся земля полна славы Его!

-Благословенгрядый во имя Господне.

 

Четвертая часть (AgnusDei – Агней Божий)представляет собой молитвенное

прошение к Иисусу Христу, взывание о помиловании нас, грешных. (Агнец

Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас). Во время пения этой

части, на богослужении проходит один из главных обрядов христианства –

обряд преломления хлеба. В ней партия сопрано-соло чередуется с партией

хора.

 

Вступающая attacca - заключительная часть (Donanobispacem – Даруй нам

мир) взывает о даровании Господом мира на земле и в наших сердцах. В

данной части партии солистов чередуются с партией хора и инструментов.

 

Прослушать произведение

 

 




Оставьте комментарий!

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(обов’язково)