Шкiльнi новини
26 січня 2015 годаСостоялась премьера нового сочинения харьковского композитора Дмитрия Малого, заведующего концертмейстерским отделом ДШИ №6
О композиторе
Дмитрий Малый (1987) – композитор, пианист, выпускник ХНУИ им. И. П.
Котляревского по специальности фортепиано (класс Народного артиста
Украины, профессора В. М. Птушкина) и композиции (класс Заслуженного
деятеля искусств Украины, профессора В. С. Мужчиля), ныне - аспирант
кафедры интерпретологии и анализа музыки выше названного вуза (класс
Доктора искусствоведения, профессора Л. В. Шаповаловой).
Лауреат и участник ряда всеукраинских и международных
конкурсов, фестивалей и музыковедческих конференций (Харьков, Киев,
Львов, Донецк, Николаев, Санкт-Петербург).
К духовной тематике композитор обращается многократно. Первым
таким духовным опытом являлась его дипломная работа «Чины ангельские»
в трех частях для симфонического оркестра (1. Ангелы; 2. Архангел
Михаил; 3. Серафимы), 2012 г.
О новом сочинении
Рождественская Месса для сопрано, тенора, детского хора, органа,
колокольчиков, литавр, двух скрипок, альта и виолончели была создана
по заказу друга композитора, художественного руководителя и дирижера
хора «Весенние голоса» Алексея Фартушка.
Месса представляет собой «классический» вариант мессы, написанный на
текст ординария, имеет 5 частей:
1. Kyrie
2. Gloria
3. Sanctus – Benedictus
4. AgnusDei
5. Dona nobis pacem
В отличие от стандартной структуры мессы, здесь отсутствует Credo -
часть, следующая после Gloria. В мессе разделена последняя часть -
AgnusDei на две отдельные части.
Первая часть (Kyrieeleison– Господи, помилуй) представляет собой
молитву, направленную к Иисусу Христу – к личности, как духовной, так
и мирской. Прошение Kyrieeleison восходит к молитве иерихонских слепцов
к Иисусу с просьбой исцелить их, зафиксированной в Новом Завете. В
основе данной части лежит принцип троичности, - трехчастная форма, в
которой каждая часть также имеет трехчастное строение: Kyrieeleison–
Christeeleison – Kyrieeleison.
Вторая часть (GloriainexcelsisDeo– Слава в вышних Богу) – древний
христианский богослужебный гимн, представляющий собой ангельскую
песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов перед новорожденным
Иисусом, и приведённую во второй главе Евангелия от Луки.Дабы
сохранить, своего рода, архаикуданной части, в основе этой части лежит
силлабический распев, а также сквозное развертывание мелодии.
Третья часть (Sanctus –Свят,Benedictus - Благословен) является
центральной частью Мессы. По смыслу, данная часть делится на два
раздела –Sanctusи Benedictus. Sanctus– песнь серафимов, окружающих
престол Божий. (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы
Его!).Benedictus – взывание народа к пришедшему в Иерусалим Иисусу
Христу (Осанна в вышних!Благословенгрядый во имя Господне. Осанна в
вышних!). Однако, по музыкальной форме данная часть не является
двухчастной.
В ее основе лежит принцип рондо – повторение музыкального материала, а
именно – тематически связываются Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!
-Осанна в вышних! - Осанна в вышних!, и Вся земля полна славы Его!
-Благословенгрядый во имя Господне.
Четвертая часть (AgnusDei – Агней Божий)представляет собой молитвенное
прошение к Иисусу Христу, взывание о помиловании нас, грешных. (Агнец
Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас). Во время пения этой
части, на богослужении проходит один из главных обрядов христианства –
обряд преломления хлеба. В ней партия сопрано-соло чередуется с партией
хора.
Вступающая attacca - заключительная часть (Donanobispacem – Даруй нам
мир) взывает о даровании Господом мира на земле и в наших сердцах. В
данной части партии солистов чередуются с партией хора и инструментов.
Оставьте комментарий!