На главную Укр
Метки:   ,

Шпаргалка для родителей будущих первоклассников


Для родителей самых маленьких членов школьного коллектива – учащихся отделения творческого развития подготовлен материал о педагогической готовности детей к школе. Он содержит общие сведения, а также конкретные рекомендации.


Педагогическая готовность к школе  - это готовность ребенка пойти в  первый класс, которая  предполагает не только  умение писать, читать и считать, но предполагает  и  психологическую готовность к поступлению в школу. Педагогическая готовность к школе - это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под психологической готовностью понимают качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешно обучаться в массовой школе. Ребенок может быть готов педагогически, но с психологической точки зрения ему еще рано идти  в школу. Так, отлично читающий и пишущий для своего возраста шестилетний ребенок, которому скучно в детском саду,  может быть не готов к школе,  если ему сложно вести себя произвольно, т.е собственной волей регулировать свое поведение. Несформированность произвольности некоторых мыслительных процессов (памяти, внимания) также влияет на степень готовности ребенка к школе.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе, следующие:

  •                  развитие общего кругозора: беседы, чтение книг и их обсуждение;
  •                изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
  •                 формирование умения читать (минимум - по слогам) и считать (в пределах 10);
  •                  обязательное развитие мелкой моторики: выполнение заданий для  развития ловкости кистей и пальцев (лепка, рисование, игра с конструктором, манипуляции с мелкими предметами монетами, бусинками и т.п.)
  •                 тренировка памяти: заучивание стишков и песен;
  •                  тренировка умения анализировать, классифицировать: задания на структурирование истории, определить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), задания, в которых  необходимо собрать из частей картинки целое, классифицировать предметы по какому-либо признаку.

Для развития произвольность поведения ребенка и подготовки его к школе можно использовать следующие игры и упражнения.

 

Тренировка памяти дошкольника

«Фотоаппарат» - прекрасное упражнение для развития памяти и внимания для детей. Покажите малышу цветную картинку с изображением разных предметов. Пусть ребенок посмотрит на нее несколько секунд, затем закройте картинку. Задача малыша  описать изображение на картинке как можно более подробно. Постепенно усложняйте задание, выбирая более сложные изображения, одновременно увеличивайте время на запоминание картинки до 30 секунд.

«Что изменилось?» Расставьте на столе несколько фигурок или картинок  и попросите ребенка посмотреть на них. Затем попросите его отвернуться, и уберите или замените одну или несколько картинок. Можно переставить игрушки местами. Ребенок должен самостоятельно определить, что изменилось.

«Магнитофон» Назовите ребенку несколько не связанным между собой слов. Повторите несколько раз. Затем ребенку необходимо их воспроизвести.

 

Тренировка внимания

«Найди отличие».  Предложите ребенку взглянуть на картинки, на которых, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки), картинки могут быть любыми. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Также можно подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. 

 «Раскрась вторую половинку». Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (На картинке можно изборазить  бабочку, стрекозу, домик, ель и т.д.)

«Цифровая таблица». Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но, вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. 

Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направлено на выработку умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты необходимо одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце упражнения  подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.

 

Тренировка  мышления

«Черный ящик». Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д. - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Угадай игрушку». Ребенок загадывает взрослому любую игрушку, находящуюся в комнате. Жестами и мимикой он  показывает, какую игрушку задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Взрослый должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и назвать. Затем можно поменяться с ребенком местами.

«Кто/что лишнее» В данной игре можно использовать игрушки, картинки или любые другие предметы. Взрослый показывает ребенку группу предметов, а ребенок должен догадаться какой из них лишний и объяснить почему.

«Продолжи и назови» Предлагается ряд слов, ребенок  должен его продолжить и назвать все слова общим словом Пример: Шапка, свитер, …. зимняя одежда; шофёр, врач… профессии; Брат, бабушка… родственники и т.п.

«Противоположности» Предлагается слово, а ребенок в ответ должен сказать противоположное по смыслу слово. Например: тепло – холодно, сладкий – горький или кислый, последний  - первый и т.п.

 

Таким образом, в форме игры, которая является основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте, Вы поможете ребенку в подготовке к школе с психологической стороны- разовьете у него произвольность памяти, внимания, научите его следить за своим поведением.


Анастасия Алексина, практикующий психолог ДШИ №6




Оставьте комментарий!

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(обов’язково)