На главную Укр

Материал, предложенный для сайта практикующим психологом ДШИ №6 Анастасией Алексиной, вне сомнения будет интересным и полезным как педагогам, так и родителям, поскольку содержит размышления о формировании позитивной мотивации учащихся посредством использования этого привычного школьного атрибута, а самое главное – дает конкретные рекомендации, позволяющие повысить его значимость и «отдачу».

 

Каждый знает, что такое школьный дневник. Одни его скрывают от родителей во избежание наказаний за плохие оценки, некоторые скрывают его от учителей под предлогом «извините - опять забыл его дома» во избежание всё того же наказания от родителей. Большинство же, не уповая ни на первое, ни на второе, пользуются им ежедневно.


Дневник – основной документ школьника на период учебы. Дневник школьника – это:

  • журнал, в котором регистрируются оценки учащегося
  • показатель успеваемости ученика
  • средство для обращения школы к родителям.

Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и уровне сознательности. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.

Все правила ведения дневника сводятся к следующему:

  • учащийся ежедневно записывает домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы.
  • учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
  • учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.
  • классный руководитель еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению дневника: наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью.
  • для заметок учителей и классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные графы и страницы дневника.
  • родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.

 Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении. Классному  руководителю необходимо:

  •       еженедельно проверять дневники учеников своего класса;
  • следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
  • контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;
  • отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;
  • отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы.
  • заверять своей подписью проверку дневника.

Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его ведения. Заполненный в соответствии с требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий, каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.

 

Многочисленные исследования и наблюдения  в области психологии показывают, что наиболее эффективным средством для успеха является положительная мотивация с ориентацией на возможный успех (в противовес негативной, отрицательной мотивации избегания неудачи). Ученики в данном случае не являются исключением.

В формировании позитивной мотивации учащихся важное значение имеет дневник.
Что значит дневник для учащегося? Это его социальный паспорт. Это план его жизни, это список его достижений и поражений. Но зачастую он становится именно списком провалов. Он становится списком, напоминающим о неудачах вместо списка напоминаний о сильных сторонах своей личности, который ученик мог бы использовать дальше. Тем не менее дневник очень значим для ученика. Именно по этой причине его прячут, когда учитель намеревается написать туда замечание.

Для повышения значимости школьного дневника для учащегося необходимо  придерживаться двух основных принципов:

1. Увеличить число позитивно мотивирующих записей в дневник 

2. Трансформировать и снижать число негативно мотивирующих записей в дневник.

Обращенные к позитивной мотивации записи в дневник – это  записи, содержащие:

а) безусловное признание личности ученика; 

б) записи, содержащие условное признание ученика (это признание, даваемое ученику за хорошо сделанную работу). 

Наиболее сложным может оказаться выражение безусловного признания, принятия ученика, так как школа ориентирована прежде всего на успешную деятельность. Тем не менее, это возможно. Безусловное признание  выражается прежде всего через уважительную форму обращения. Безусловное признание  может быть выражено через обращение по имени (к ученику), по имени и  отчеству (к родителям), это могут быть также напутствия и пожелания классного руководителя хорошо провести каникулы – в конце четверти, триместра, полугодия. Так называемое «условное» признание должно выражаться за успехи в учебной, во внеучебной деятельности, за личные достижения. Это может быть также не только отметка, но и похвала,  например – за внимательную работу на уроке, за отличный ответ у доски.  

Важны комментарии к оценкам, уточняющие характер проделанной учеником работы, содержащие признание успеха, уточнения возможности исправить плохую отметку. Это может быть также благодарность, например:  за помощь учителю на уроке, за участие во внеклассных делах, за дежурство по школе, по классу, благодарность за сообщение на уроке, за помощь, оказанную однокласснику.