На главную Укр
Метки:   ,

Родители, прислушивайтесь к детям!


С этим советом к родителям обращается практический психолог ДШИ №6 Анастасия Алексина, предлагая их вниманию очередную подборку рекомендаций, объединенных под заголовком 


                                                      «Маленькие задиры»

Человек на каждом этапе своего развития решает важную проблему взаимоотношений с окружающим миром. В одном классе или могут собраться дети с похожими возрастными проблемами. Способны ли дети сами эти проблемы решить? Ответ на этот вопрос скорее «нет», чем «да». Конечно, чес старше становится ребенок, тем больше у него опыта и возможностей выходить из трудных ситуаций без помощи родителей. Но, все же, накапливать этот бесценный опыт лучше всего при участии доброжелательных взрослых.

Детский сад или период ранней социализации.

Как правило детки попадают в детский садик в три года. Родители наверняка слышали о пресловутом кризисе трех лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать, что у него есть собственные желания. «Хочу» становится для ребенка самым важным и всеобъемлющим, а «надо» и «должен» для него пока еще не понятны.

В этот период могут возникать следующие конфликтные ситуации.

Ребенок дерется.  А драться начинает, как только чем-то недоволен. Типичная ошибка, которую склонны допускать родители – это ругать свое чадо за проявление агрессии. Ребенок, как и взрослый человек, имеет право на злость и обиду. Надо лишь научить его правильно реагировать.

Не запрещайте мальчику отвечать ударом на удар, но при этом стоит объяснить ему, что драться подушками можно, а металлическими игрушками – нельзя. В игровой форме, покажите ребенку, чем может закончиться такая драка.

Учите ребенка разрешать конфликты словами, без применения физической силы. Рассудительному ребенку подскажите аргументы в его пользу, подвижному предложите такую игру, которой он мог бы отвлечь остальных детей.

У ребенка отбирают игрушки, и он мстит другим деткам. Типичная ошибка в данной ситуации – останавливать ребенка, уговаривая отдать детям все свои игрушки по первому требованию, лишь бы Ваш ребенок выглядел «хорошим». Позвольте ребенку распоряжаться своими вещами, ведь именно так он поймет, что такое «мое» и «чужое».

Ребенок отказывается принимать участие в общих играх. Детки трех-четырех лет часто не умеют играть все вместе, если им не помогают взрослые. Если обычно ребенок общителен, потренируйтесь с детками ваших друзей и знакомых и посоветуйте ребенку также играть и в садике.

Начальная школа или ищем «своих» и «чужих»

Попадая в школу, ребенок начинает подчиняться жестким правилам. В шесть – восемь лет школьники испытывают острую необходимость взаимодействия со сверстниками и в этот же период происходит накопление необходимого опыта. К типичным конфликтам, возникающим в этот возрастной период, можно отнести следующие.

Ребенок дразнит других детей. Например обзывает пухленького мальчика или девочку в очках. В данном случае не стоит драматизировать: пусть ребенок «примерит на себя» роль забияки, главное, чтобы он в ней не задержался. Приведите ребенку примеры, когда недостатки людей обернулись достоинствами; скажите, что у людей, которых он любит тоже есть недостатки и приведите примеры. Таким образом, вы подведете ребенка к мысли, что приятнее находить в человеке хорошее и не замечать недостатки, в которых тот не виноват.

Ребенок подвластен так называемому «стадному чувству». Для начала необходимо разобраться является ли Ваш ребенок зачинщиком или же наоборот, идет на поводу  у них. Зачинщику подскажите, как использовать его таланты в мирных целях и как увлекать за собой других: например, организовывать классный турпоход или ставить сценки на школьной сцене. А ведомому ребенку можно предложить встать на позицию человека, который страдает от нападок. Если же он присоединится к обидчикам из боязни быть «белой вороной» или из боязни быть побитым, следует подумать о смене коллектива. Ни в коем случает нельзя ругать ребенка за страх быть отвергнутым, но и не каждому под силу стать защитником слабых.

Ваш ребенок стал «мальчиком для битья».  В таком случает, следует сменить класс или школу: требовать от ребенка невозмутимости в такой ситуации бессмысленно. Отведите ребенка в коллектив, где он будет успешен, - в изостудию, спортивную секцию или в другие кружки – все это вселит в ребенка уверенность.

Средняя школа: референтная группа

Подростку более интересен круг сверстников, нежели семейные связи. Но все же, для решения конфликтных ситуаций подросткам по-прежнему нужна помощь взрослых. В этот возрастной период типичными являются следующие конфликтные ситуации.

Копирование «плохого» одноклассника, друга. Таким образом проявляется желание самоутвердится, стать, говоря современным языком «крутым». Читать нотации подростку относительно «дорожки вниз по наклонной плоскости» бесполезно. Вы можете вместе с ребенком выбрать спортивную секцию, танцевальный клуб или что-либо еще, где он узнает истинную цену сильного характера, который проявляется не в конфликтах, а в том, чтобы одержать победу над собой.

Подросток требует приобретать ему дорогие вещие. Статус материальных ценностей на столько высок, что ребенок может стать изгоем, лишь из-за того, что у него нет модных вещей.

Держите ребенка в курсе семейного бюджета. Так ребенок будет понимать, что Вы действительно не можете, а не «не хотите» купить ему новый планшет.

Вещи, купленные ради других, не радуют. Но и не стоит отказывать ребенку во всем подряд.

Под­ростки скрывают чувства от родителей, и не стоит все-время давать им советы и пытаться понять, что у них на душе. Найдите человека (старшие братья и сестры, тети и дяди…),  кто уте­шит юного влюбленного и объ­яснит поведение объекта люб­ви. Потребность в наставнике у подростка все еще велика. 

В каждом периоде развития ребенка, Вы можете столкнуться с различными конфликтными ситуациями. Не стоит решать их лишь нравоучениями, стоит обратиться к самому ребенку, к его внутреннему миру: ведь в каждом возрасте решение конфликтов требует разных подходов, каждый возрастной период развития ребенка уникален и не повторим.

Прислушивайтесь к детям!




Оставьте комментарий!

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(обов’язково)