Не каждый родитель может похвастаться замечательной памятью своего дошкольника. А ведь хорошая память – прямой путь к успешному обучению. Не стоит думать, что ребенок подрастет, и память улучшится. Неприятности с плохим запоминанием перекочевывают в школьную жизнь и мешают эффективному обучению. О том, как развивать память у дошкольника, рассказывает заведующая творческим отделением ДШИ №6 Анна Задонская.
Развитие памяти детей дошкольного возраста – важный момент развития ребенка до школы. Многие проблемы с памятью связаны не с тем, что у малыша плохо работают процессы, связанные с памятью, а с тем, что ребенок просто не умеет правильно запоминать. К примеру, у ребенка плохо развито воображение или нет умения выстраивать логические цепочки.
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.
Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения каких-то волевых усилий. Ребенок запоминает что-либо захватывающее или интересное. Для произвольного запоминания необходимо сознательное волевое усилие.
Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная, память на цифры, лица, слова.
Вот некоторые упражнения, которые помогут развить память вашего малыша.
Упражнения
Запоминание картинок. Ребенку предлагают запомнить 4-5 картинок, и назвать их по памяти. Затем он должен их отыскивать на 10-12 похожих картинках. Это упражнение можно использовать для запоминания букв и цифр, иностранной лексики.
Запоминание слов. Начиная от 3-4 слов, постепенно увеличивая количество.
Придумывание ассоциаций с запоминаемым словом (буквой, цифрой)
Заучивание стихов.
Устный пересказ текста:
- определить основную идею текста;
- беседа по содержанию текста;
- определить части текста, задать вопросы к каждой части;
- составить план пересказа;
- попросить ребенка высказать свое отношение к прочитанному.
Рисование по памяти несложных предметов.
Запоминание местоположения игрушек.
Исчезновение одной игрушки (цифры, буквы). «Что пропало?».
Как прошел день?
Развитие памяти детей не заканчивается специальными упражнениями и играми. Старайтесь постоянно укреплять память ребенка: просите его приносить несколько предметов одновременно, сделать несколько дел, пусть пересказывает мультики, сказки.