На главную Укр
Метки:   , , ,

Левша или правша?


Заметив, что ребенок рисует или пишет не правой, а левой рукой, многие родители  проявляют беспокойство, в их головах роятся вопросы: Что делать? Исправлять или не исправлять? Как подготовить его к школе?


Для ответа на все эти вопросы, стоит    узнать побольше  о том, кто такие левши и каковы их особенности. Большая часть человечества – праворукие и только небольшой процент (5-12%) из них леворукие. Но и праворукие и леворукие – это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие).

 У человека существует функциональная асимметрия мозга-ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Левое полушарие (доминирует у правшей) оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. Правое полушарие (доминирует у левшей) оперирует образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку?

Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6—7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания. К наболее распространенным можно отнести слудующие.

  •       “Переплетение пальцев рук”. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой .
  •      “Поза Наполеона” — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .
  •       “Одновременные действия обеих рук” — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. 
  •       Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
  •     Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
  •       Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

  

Немного о леворукости

Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. Скрытую леворукость можно обнаружить по некоторым признакам:

·         кисть больше и ногти шире;

·         при переплетении пальцев обеих рук сверху ложится I палец левой, а не правой руки; по более развитой мимической мускулатуре слева;

·         по движению рук во время работы.

У леворуких два центра речи — один в левом, а другой в правом полушарии, при кровоизлияниях в один из них наступает более быстрая компенсация развития речи. Нечистая речь с неясным произношением буквы «р» чаще встречается у леворуких, так же как дальтонизм, косоглазие и пр.

 

Надо ли переучивать леворуких детей?

 

Нельзя переучивать ребенка с левой руки на правую. Практика показывает, что переученная леворукость - ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья!

 

Рекомендации для родителей левшей

      Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

  •     При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  •     Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  •      Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

 

Как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?


Нередко ребенок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: “какую руку чаще использует, той пусть и пишет”. Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: “графическое функциональное превосходство” (т. е. бывают “графические левши” и “графические правши”) и “бытовое функциональное превосходство”.

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев “графические левши” оказываются и “бытовыми левшами”. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

  •          Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
  •          Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Развивая обе половинки мозга, мы даем детям больший резерв для раскрытия их способностей и достижения лучших результатов в будущем.






Оставьте комментарий!

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(обов’язково)