На главную Укр
Метки:   ,

Куда смотреть? В мир искусства, в мир музыки!


О важной составляющей духовного богатства – МУЗЫКЕ  размышляет Н.Б. Кусая, преподаватель ДШИ №6, аспирант Харьковского национального университета им. Н.П. Котляревского. Дипломированный музыковед, музыкальный критик, педагог Наталья Борисовна ставит своей целью научить детей любить искусство, разбираться во всех его видах,  развивать их творческий потенциал.

 

«Я ненавижу свою эпоху», – незадолго до смерти сказал Сент-Экзюпери. И все-таки вряд ли стоит подписываться под криком его души, особенно потрясающим слух устами того, кто любил людей, находя в них то многое, что достойно восхищения. Как иной раз хочется отвернуться от тусклого и бездуховного мира. Но это наша эпоха с ее достоинствами и недостатками.

 

Однако куда смотреть, в какую сторону? На этот вопрос несложно ответить - конечно же, в сферу искусства, в мир музыки. Еще Генрих Шютц, живший в эпоху барокко говорил, что если Солнце – центр семи планет, то «подобно этому и музыка светло блистает и далеко сияет среди семи свободных искусств», она «их светоч, центр, солнце».

 

Что же является центром для самой музыки? Музыка – мера духовности, она отражает гуманную сущность человечества, дана нам современной эпохой. Мера духовности музыки в моем понимании – это мера проявления в ней качеств уровня культуры, рефлективности достижений сознания, и даже божественной целеустремленности человечества к свету Истины.

 

Но центром чего музыка предстает в наше время? «Для каждого человека свой разный центр» – ответите вы мне, и для того чтобы постичь musicoцентризм, следует обратиться к ее бытованию. И если все что выражено в звуках, является музыкой, то хотелось бы выделить как две стороны одной медали, так и две стороны музыки – музыка профанная, бездуховная, и музыка разумная.

 

Музыка разумная занимает лишь малую долю в сознании современного социума. Об этом свидетельствуют полупустые залы филармонии, большой зал университета искусств, (а если залы и полные, то аншлаг им обеспечивают студенты консерваторий и любители-пенсионеры). Для того чтобы как-то привлечь публику, и приблизить, ее к разумной музыке, оркестру Харьковской филармонии приходится играть и в метро, и даже на вокзале!

 

Чуть больше повезло оперному театру, поскольку на эту музыку можно посмотреть – ибо она в синтезе с литературой, с хореографией, декорациями костюмами. В последнее время появилось и такое понятие как дань моде, то есть в своих определенных кругах модно посещать концерты классической, в смысле образцовой музыки, что хоть как-то ее популяризирует.

 

Музыка иного рода, выглядит иначе, и как цунами поглощает разумную, все больше въедаясь в сознание людей. Она звучит везде – по телевизору, радио; в магазинах, привокзальных ресторанах, из громкоорущих наушников молодых людей в транспорте, кажется, что включая утюг, она будет звучать даже с холодильника. Массовая музыка со скоростью света проникает в сознание подростов, молодых людей, крепко там оседая. Массовая или профанная, она и ее различности, собирают людей в группы именуемые фанатами, а также становится объединяющим началом различных нетрадиционных организаций, целью которых являются порой ужасные и ни чем не оправданные поступки.

 

Таким образом, о духовном богатстве и содержании нашей современной эпохи – судите сами, но мог ли когда-нибудь Л. В. Бетховен, автор «Девятой симфонии» с ее одой к радости в финале, и главной идеей – «обнимитесь миллионы», даже на миг представить такой культурный кризис?

 

Оставьте комментарий!

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(обов’язково)