«Я ненавижу свою эпоху», – незадолго до смерти сказал Сент-Экзюпери. И все-таки вряд ли стоит подписываться под криком его души, особенно потрясающим слух устами того, кто любил людей, находя в них то многое, что достойно восхищения. Как иной раз хочется отвернуться от тусклого и бездуховного мира. Но это наша эпоха с ее достоинствами и недостатками.
Однако куда смотреть, в какую сторону? На этот вопрос несложно ответить - конечно же, в сферу искусства, в мир музыки. Еще Генрих Шютц, живший в эпоху барокко говорил, что если Солнце – центр семи планет, то «подобно этому и музыка светло блистает и далеко сияет среди семи свободных искусств», она «их светоч, центр, солнце».
Что же является центром для самой музыки? Музыка – мера духовности, она отражает гуманную сущность человечества, дана нам современной эпохой. Мера духовности музыки в моем понимании – это мера проявления в ней качеств уровня культуры, рефлективности достижений сознания, и даже божественной целеустремленности человечества к свету Истины.
Но центром чего музыка предстает в наше время? «Для каждого человека свой разный центр» – ответите вы мне, и для того чтобы постичь musicoцентризм, следует обратиться к ее бытованию. И если все что выражено в звуках, является музыкой, то хотелось бы выделить как две стороны одной медали, так и две стороны музыки – музыка профанная, бездуховная, и музыка разумная.
Музыка разумная занимает лишь малую долю в сознании современного социума. Об этом свидетельствуют полупустые залы филармонии, большой зал университета искусств, (а если залы и полные, то аншлаг им обеспечивают студенты консерваторий и любители-пенсионеры). Для того чтобы как-то привлечь публику, и приблизить, ее к разумной музыке, оркестру Харьковской филармонии приходится играть и в метро, и даже на вокзале!
Чуть больше повезло оперному театру, поскольку на эту музыку можно посмотреть – ибо она в синтезе с литературой, с хореографией, декорациями костюмами. В последнее время появилось и такое понятие как дань моде, то есть в своих определенных кругах модно посещать концерты классической, в смысле образцовой музыки, что хоть как-то ее популяризирует.
Музыка иного рода, выглядит иначе, и как цунами поглощает разумную, все больше въедаясь в сознание людей. Она звучит везде – по телевизору, радио; в магазинах, привокзальных ресторанах, из громкоорущих наушников молодых людей в транспорте, кажется, что включая утюг, она будет звучать даже с холодильника. Массовая музыка со скоростью света проникает в сознание подростов, молодых людей, крепко там оседая. Массовая или профанная, она и ее различности, собирают людей в группы именуемые фанатами, а также становится объединяющим началом различных нетрадиционных организаций, целью которых являются порой ужасные и ни чем не оправданные поступки.
Таким образом, о духовном богатстве и содержании нашей современной эпохи – судите сами, но мог ли когда-нибудь Л. В. Бетховен, автор «Девятой симфонии» с ее одой к радости в финале, и главной идеей – «обнимитесь миллионы», даже на миг представить такой культурный кризис?
Оставьте комментарий!