На главную Укр
Метки:   ,

Кризисы семи и тринадцати лет у детей


Кризис ребенка семилетнего возраста был открыт и описан раньше других. Данный возраст представляет трудности в воспитательном отношении в связи с тем, что семилетний ребенок отличается как от дошкольника, так и от школьника. Негативное содержание возраста – нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения.


Причинами кризиса семи лет являются личностное развитие ребенка и появление самосознания в дошкольном возрасте.  Основными признаками этого кризиса являются:

  •  потеря непосредственности, т.е. это  момент возникновения желания и момент осуществления действия исполнения этого желания, ведущие к  переживанию, оказывающее действие на  ребенка;
  • манерничание., т.е. у ребенка появляются тайны, он начинает строить из себя умного, строгого и т.д ;
  • симптом «горькой конфеты», т.е.  ребенок старается этого не показывать, когда ему плохо.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу.  Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент. Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость, дети к б—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни.  Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым. Но ребенок приходит в 1 класс с несформированными предпосылками перехода от игровой деятельности  к учебной, в связи с чем, получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт.

В каждом возрастном периоде присутствуют новообразования, которые представляют собой те качественные изменения в психике, личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношение ребенка к самому себе и к соц. окружению и тем самым ведут к изменению существующей социальной ситуации развития.  Для возрастного периода семи лет – это самоуважение. Ребенок начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу. Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности.  Семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, свою взрослость, свои знания, поэтому  ему постоянно хочется участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Таким образом, основная причина кризиса определяется тем, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется большее — не воображать, а понимать, как и что работает. Ребенок тянется к знаниям, стремится стать взрослым,  ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. В этом возрасте у ребенка увеличивается самостоятельность, изменяется его отношение к другим детям.

 

Кризис ребенка 13-летнего возраста называют  кризисом  подросткового возраста. Этот возраст представляет собой промежуточный период между детством и взрослостью, «период бури и натиска». В подростковом возрасте окончательно формируется личность ребенка  и строится программа жизни, развивается формальное мышление. Испытывая препятствия со стороны общества и, оставаясь зависимым от него, подросток постепенно социализируется.

Для данного возраста свойственны такие новообразования как:

- открытие собственного Я

- возникновение самоанализа -размышления, направленного на самого себя

- осознание своей индивидуальности.

Основными признаками кризиса 13-летнего возраста являются:

  • снижение успеваемость в учебе, даже по тем предметом, по которым  ребенок ранее был весьма успешен. Особенно это проявляется в творческих заданиях, где нужна фантазия. Только механические задания ребята могут выполнять так же, как и прежде.
  • проявление чувства взрослости. Объективно взрослости у подростка еще нет. Но проявляются тенденции к этому. У ребенка появляются тайны, к которым он требует уважения со стороны взрослых. Часто в этом возрасте дети ведут дневник. Они стремятся к независимости и праву на свой стиль жизни. Ссоры с родителями происходят в основном по поводу школьных и материальных проблем,  выбора одежды, прически, ухода из дома, проведения свободного времени без участия родителей.
  • высказывание  критики, требование доказательств, что свидетельствует о переходе от конкретного мышления к логическому.
  • возникновение негативизма, т.е. состояния, ведущего к враждебным действиям к окружающему миру, ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно ребенок  испытывает внутреннее беспокойство, вечное недовольство, стремится к одиночеству, к уединению. У мальчиков негативизм проявляется в 14-16 лет, а у девочек чуть раньше.
  •   выделение групп среди детей, т.е. это возникновение желания принадлежать к какому-то коллективу. Часто, таким образом, возникают различные молодежные субкультуры.

В 13-летнем возрасте ребенок становится более самостоятельным, он формируется как личность, иначе начинает смотреть на мир. И в это время формируется подростковый комплекс, включающий в себя:

 -реакция на мнение окружающих по поводу  внешности, возможностей, умений;

-возникновение ощущения самонадеянности, сопровождающееся резкими высказываются в адрес других людей, утверждением личного мнения как  единственно верного;

- выражение  часто противоположных  чувств через поступки.

Поэтому в подростковом возрасте возникающие сложности в учебе, общении с близкими и друзьями могут восприниматься ребенком с преувеличенным трагизмом.

Ведущей деятельностью у детей в 13-летнем возрасте является общение со сверстниками. У подростков возрастает желание быть в какой-либо  группе, коллективе. Самокритичность и самооценка приобретают более адекватный характер. Если переходной возраст проходит с большими трудностями, то у ребенка может закрепиться завышенная или заниженная неадекватная самооценка.

Исходя из вышесказанного, следует, что ребенок в период кризиса 13-летнего возраста особенно нуждается в помощи и понимании  со стороны окружающих его взрослых, родителей. Взрослым необходимо  оказать помощь ребенку в формировании адекватной самооценки, ответственности и самостоятельности. Он хочет быть взрослым и ему нужно дать право на это!

Анастасия Алексина , практический психолог ДШИ №6