Дети растут, меняются. Как и в любом развитии, так и в развитии детей существуют кризисы, а именно возрастные кризисы. Они представляют собой переломные точки на кривой развития, которые отделяют один возраст от другого.
Выделяю такие возрастные кризисы: кризис одного года, трех лет, кризис семи лет, тринадцати лет и кризис семнадцати лет. Хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом.
[]cut
Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет - переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (периоду полового созревания). В данной статье мы рассмотрим основные характеристики кризиса одного года и трех лет.
Итак, кризис одного года.К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже сами встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости. В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка: упрямство, нежелание подчиняться требованиям взрослых. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым. В связи с этим к признакам данного возрастного периода можно отнести:.
* «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне
* Увеличение возможностей и самостоятельности ребенка: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре
* Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям, обижается, проявляет капризность
* Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение, особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее. Так ребенок демонстрирует свою свободу и независимость от родителей.
Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые Вы ему предлагаете, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов.
Родителям необходимо понять — наступил тот момент, когда важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Пришло время делать что-то не для малыша, а вместе с ним.
На третьем году жизни у детей обычно проявляется такой компонент поведения, как «Я сам!». У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Ребенок может действовать наперекор своим желаниям (наоборот). Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер.
Самым главным для этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам!».
В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям.
Наиболее яркие особенности поведения ребёнка в данный период были выделены советсикм психологом Л.С.Выготским:
* негативизм – нежелание ребенка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;
* упрямство – когда ребенок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;
* строптивость – ребенок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;
* своеволие – желание ребенка быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;
* обесценивание взрослого – ребенок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;
* протест-бунт – любое действие ребенка начинает походить на протест;
* деспотичность – ребенок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.
Родителям следует предоставлять ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельное одевание ребёнка, позвольте ему сделать какую-либо работу по дому, то, что Вы собирались сделать сами.
Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно
Анастасия Алексина, практический психолог ДШИ №6