Для развития ребенка весомое значение имеют различные направления художественно-творческой деятельности такие, как рисование, вырезание из бумаги фигурок и работа с ними, лепка, создание различных конструкций из разнообразных материалов.
В процессе изобразительной деятельности получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности (игра, учебная деятельность). Изображая события и явления окружающего мира, ребенок учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие, в свою очередь, развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Отображая в рисунке факты и события, происходящие в жизни, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление и воображение.
На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Так, чтобы вылепить ягоду, орешек, яблоко, другие предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы, необходимо раскатать кусочки пластилина, глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого разделения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным восприятием, которое представляет собой восприятие окружающего мира органами чувств. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, а также положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят различные умственные действия. Изобразительная деятельность способствует развитию сенсорного восприятия, способности представлять ситуации, отдельные предметы и изменения в них, которые ребенок хочет получить в результате своей деятельности.
В свои рисунки ребенок как бы переносит оценки явлений и событий из окружающей его жизни: поведение героев, представленных на рисунках, определяется представлениями, потребностями, идеалами ребенка. В рисунках дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, кто-то бежит или же сидит, кто-то смеется, а кто-то хмуро смотрит. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого.
Занятие изобразительным искусством способствует развитию в памяти, внимания, воображения, мышления. Изобразительное искусство позволяет ребенку выразить окружающий его мир таким, каким он его видит, и тем самым помогает выразить свой собственный внутренний мир.
|
|
Анастасия Алексина, практический психолог ДШИ №6