Ансамблевым формам работы – зеленый свет
Принято считать, что ансамблевое музыцирование и ансамблевое пение дают положительный эмоциональный заряд участвующим в нем музыкантам и певцам, позволяя им совершенствоваться в своем деле. Рассуждения о достоинствах ансамблевых форм работы будут полезны педагогам и учащимся, так как их созданию в нашей школе уделяется большое внимание. Своим мнением делится практический психолог ДШИ №6 А.Г. Коба.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения.
Еще важнее то, что ансамблевое музыцирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.
На индивидуальных занятиях преподаватель имеет возможность сконцентрироваться на одном ребенке, глубже узнать его личностные качества, особенности и на основе этого планировать и проводить работу по развитию индивидуальных способностей, профессиональных навыков и мировоззрения. Коллективные занятия учат ребят работать сообща, соотносить свое «Я» и общие цели.
Оркестрово-ансамблевое музыцирование активно вовлекает ребят в творчество, оказывает воздействие на его внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру. Ансамбль выступает как фактор, формирующий такие стороны поведения ребят, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения, внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой. Подростки, посещающие коллектив, начинают любить музыку, их жизнь становится более насыщенной, интересной, богатой впечатлениями. Занятия музыкой, коллективная деятельность на занятиях и концертах – всё это делает ребят лучше, красивее, они учатся держать себя в обществе, внимательно относиться к живущим рядом людям.
Развивается созидательный дух соперничества, который рождает не только заинтересованность партнеров, но и общую приподнятую атмосферу от которой выигрывает весь «спектакль» (концерт).
Совместная работа, игра с педагогами помогает им лучше понять своих учеников. Педагоги показывают личный пример юным музыкантам.
Хорошая похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна. Детям важна оценка выступления и слова благодарности. Успех – приятный и важный стимул для творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.
Интересную мысль высказал педагог С.Соловейчик: «Делайте с ребенком все, что вы делаете, но помните, что у него есть две независящие от нас потребности: потребность в безопасности и потребность в развитии. От условий, от способа воспитания во многом зависит, какая из них станет определяющей».
Волнение перед выступлением. Степень волнения зависит во многом и от типа исполнителя, его нервной организации. Так, известно, что одни любят выступать в больших залах, с больших количеством слушателей, и играют в таких условиях лучше. Такие исполнители относятся к музыкантам экстравертного типа. Выступая, они испытывают, не волнение и панику, а скорее эмоциональный подъём, настрой на успех. Бывают же исполнители другого склада: они чувствуют себя в больших залах дискомфортно, им они предпочитают небольшие залы с малым количеством слушателей - это интроверты. В публичном исполнении они испытывают большие трудности. Яркие представители первого типа - Ф. Лист, А. Рубинштейн, С. Рихтер; второго - Ф. Шопен, М. Балакирев, В. Софроницкий, Г. Гульд.
Также острота эстрадного волнения связана с возрастом исполнителя. Так, например, дети, по большей части, с удовольствием играют перед посторонними. Но, становясь подростками, они начинают испытывать страх перед публичным выступлением. У них появляется чувство ответственности и растёт взыскательность к себе.
Большое значение имеет также то, выступает ли музыкант как солист, или в ансамбле? Распределение ответственности между несколькими ансамблистами снижает остроту переживаний.
Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Так известно, когда в сольной игре ученик выступает неуверенно, заикаясь, поиграв в ансамбле – он уже увереннее начинает играть. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма. Из сказанного можно сделать вывод – инструменталист, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода занятий очевидна. Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам. Известно, что слово «самокритика» легче произнести, чем обратить его в действие. Но надо не только практиковать, но и не скупиться на похвалу, уметь подбодрить, вдохновлять. Давно уже замечено, что похвала, даже не вполне заслуженная, стимулирует активность большинства людей. Ребенку необходима вера в себя.
При ансамблевой форме работы меняется принцип оценивания деятельности учащегося. Снимается риск негативной оценки выступления и возникает возможность других форм оценивания направленных на развитие чувства уверенности защищенности. Форма ансамблевого музыцирования позволяет найти наиболее оптимальные характер и формы оценки. Как правило, этот вид работы не выносится на зачёты экзамены, не облагается жестким оценочным критерием. И, поэтому, дети, занимаясь подобным видом работы в классе, выступая на концертах, получают положительный эмоциональный заряд от совместного музыцирования.
Ансамблевое пение, наоборот, заставляет детей быть более внимательными, критичными к своему исполнению, т.к. ошибка может сбить остальных участников ансамбля. И на сегодняшний день актуальным остается вопрос о том, чтобы научиться расслабляться на сцене, воспринимать сцену.