Уважаемые родители, ниже представлены 8 областей и их характеристики, в которых человек, а именно Ваш ребенок, может проявлять свои таланты. Дайте оценку в балах (5-бальная шкала) каждой из представленных характеристик. Если какой-то признак характерен Вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если выше среднего – 4 и т.д. Самая низкая оценка – 2 балла.
I. Интеллектуальные способности
Ваш ребенок:
- Приобретает новые знания очень быстро и легко
- Имеет «здравый смысл» и пользуется им в повседневных ситуациях
- Хорошо размышляет, ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним случаем и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает намеки, догадывается про то, что часто в прямой форме не высказывается взрослыми. Понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- Быстро запоминает услышанное или прочитанное без заучивания, не тратит много времени на повторение.
- Знает много про такие случаи и проблемы, про какие одногодки и не догадываются.
- Имеет богатый словарный запас, свободно оперирует новыми словами, легко высказывает свое мнение, мысли.
- Любит читать книжки, которые обычно читают старшие на год-два дети.
- Решает сложные задачи, которые требуют умственного усилия.
- Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разносторонние интересы.
- Опережает своих сверстников в обучении на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему уже знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
- Оригинально мыслит и предлагает неожиданные оригинальные ответы и решения.
- Очень наблюдательный, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
II. Художественные способности
Ваш ребенок:
- В рисунках и картинах использует разнообразие сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно исполненную вещь, слышит музыку.
- Оригинальный в выборе сюжета (в рисунке, произведении, описании какого-то происшествия), складывает оригинальные композиции (из цветов, рисунков, марок, открыток и т.п.).
- Всегда готов использовать какой-то новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем и т.п.
- Во время досуга охотно рисует, лепит, создает композиции, которые имеют художественное назначение (украшение для дома, одежды).
- Создает рисунок или лепку, в которой выражает свои чувства, настроение.
- Интересуется произведениями искусства, может дать им свою собственную оценку.
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, изображает действия или вещи в трех измерениях и пространственно.
III. Музыкальные способности
Ваш ребенок:
- Очень быстро и легко перенимает ритм и мелодию.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные записи. С удовольствием посещает «живые» концерты.
- Любит петь вместе с другими и делает это в унисон.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние души.
- Сочиняет оригинальные мелодии.
- Хорошо владеет игрой на каком-то инструменте.
IV. Способности к занятиям научной работой
Ваш ребенок:
- Высказывает мысли ясно и четко (как устно, так и письменно).
- Читает книжки, статьи, научно-популярные издания по возрасту.
- Понимает абстрактные понятия.
- Имеет прекрасную «моторную» координацию, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему приносит огромное удовольствие.
- Не расстраивается, если его задумка не поддерживается учителем или родителями.
- Пытается выяснить причины и содержание событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, созданию телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т.п.).
- Любит обговаривать научные события, изобретения.
V. Литературный талант
Ваш ребенок:
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая решением какого-то конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает про что-то всем знакомое и известное.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах про события, все не столь важное отбрасывает, оставляет главное, самое характерное
- Рассказывая про что-то, хорошо придерживается сюжета, развивает основную мысль.
- Подбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания, чувства, настроения и характеры.
- Любит писать рассказы или стихи.
- Мастерски вводит в рассказ такие детали, которые важны для понимания события, о котором говорится, и в это же время не теряет основной сюжетной линии.
- Изображает в рассказах своих «героев» очень живыми, эмоциональными, яркими, необычными.
VI. Артистический талант
Ваш ребенок:
- Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.п.
- Интересуется актерской игрой.
- Изменяет тональность голоса, когда говорит от имени другого человека.
- Часто разыгрывает какие-то драматические сценки.
- Передает чувства через мимику, жесты и другие невербальные способы общения.
- Стремится вызвать эмоции реакции у других людей, когда про что-то с увлечением рассказывает.
- С легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания других людей.
- Пластичный и открытый для всего нового, не зацикливается на устоявшемся.
VII. Технические способности
Ваш ребенок:
- Хорошо выполняет задания по ручной работе.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его интересов входит: конструирование машин, приборов, моделей поездов, самолетов, радиоприемников.
- Может легко чинить поломанные приборы, использовать старые детали, для создания новых приборов, игрушек.
- Понимает причины поломки механизмов.
- Любит чертить.
- Читает журналы и статьи про создание новых устройств и машин.
VIII. Спортивные способности
Ваш ребенок:
- Энергичный, создает впечатление ребенка, способного к большому объему физических нагрузок.
- Любит принимать участие в спортивных играх и соревнованиях.
- Постоянно занимается каким-то видом спорта.
- Бегает быстрее всех в детском саду, классе.
- Физически скоординированный, двигается легко и грациозно.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Отдает предпочтение подвижным играм (хоккей, баскетбол, футбол и т.п.)
Обработка анкеты:
Необходимо суммировать баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «Спортивные способности») поделить на количество вопросов в этой области (в этой области их 7), и полученное число отложить на пересечении оценки в баллах по оси «X» и той области способности (от 1-ой до 8-ой), которая проверяется, таким образом, Вы построите профиль способностей ребенка. Такой профиль поможет Вам определить какие способности более всего выражены у Вашего ребенка.